Закон о суверенном интернете

1 ноября вступил в силу закон о «суверенном» интернете, который предусматривает установку технических средств для противодействия угрозам устойчивости и безопасности его функционирования. Операторам связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», дадут право блокировать неугодную информацию

1 ноября вступил в силу закон о «суверенном» интернете, который предусматривает установку технических средств для противодействия угрозам устойчивости и безопасности его функционирования. Операторам связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», дадут право блокировать неугодную информацию

Закон о «суверенном интернете» — нормативный правовой акт, предусматривающий создание национальной системы маршрутизации интернет-трафика, инструментов централизованного управления и др. Вступил в силу 1 ноября 2019 года. Вносит изменения в федеральный закон «О связи» и федеральный закон «Об информации…». Еще на стадии внесения в Госдуму закон вызвал дискуссию о регулировании интернета в России.

Цель законопроекта

Согласно официальной версии, законопроект предполагает создание независимой инфраструктуры для бесперебойного функционирования интернета в России. Она позволит обеспечить работоспособность сайтов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам интернета. Законопроект наделяет Роскомнадзор полномочиями следить за функционированием интернета и сетей связи общего пользования в целях выявления угроз устойчивости. А на операторов связи, обеспечивающих доступ в интернет, возлагается обязанность установки у себя в сети технических средств противодействия таким угрозам.

Согласно авторам законопроекта, его реализация позволит обеспечить безопасность страны, так как официально принятая стратегия кибербезопасности США[уточнить] предусматривает «возможность использования киберпространства для наступательных операций». Авторами также приводился пример отключения Сирии от интернета в ноябре 2012 года, что было названо спецоперацией, проведенной АНБ США (мнения по этому вопросу расходятся).

По информации экспертов ПИР-Центра, стратегия кибербезопасности США не содержит угроз по отключению России от сети и в качестве возможных ответных мер на кибератаки предусматривает санкции. Согласно заявлению официальных властей Сирии, отключение Интернета в 2012 году было осуществлено «террористами, атаковавшими кабели». Согласно другой версии, это произошло из-за случайного действия американской «закладки» в маршрутизаторе, находившемся под контролем правительства страны.

Согласно отзыву комиссии по связи и информационно-телекоммуникационным технологиям РСПП, угроза отключения от зарубежных корневых серверов неактуальна, поскольку соответствующие функции выполняют уже имеющиеся в России корневые сервера (однако из 13 корневых серверов DNS большинство расположено в США, несколько — в Европе и Японии.

Директор Института развития интернета Сергей Петров заявил, что закон предписывает создать на территории РФ корневые сервера, чтобы обеспечить устойчивость интернета в России, а не задействовать работу российских серверов, в том числе финансовых и государственных, напрямую через глобальную сеть.

В середине марта 2019 года применение технологии, которая будет использоваться при реализации закона о суверенном Рунете, нарушило работу сервисов Яндекса из-за сетевой атаки. По словам представителя компании, «по причинам, связанным с блокировками Роскомнадзора, трафик пошёл через существующие сейчас у операторов системы DPI, после этого большинство сервисов обвалилось».

Рейтинг
( Пока оценок нет )